Симферопольцы всех стран объединяйтесь!  
На главнуюНаписать письмоНаписать письмоСайты о симферополеСайты о симферополеНаписать письмоНаписать письмо
 

Памятники

История создания памятника Ленину на вокзале.

Статья "Дедушка Ленин Нины Петровой"

«Ильич меня осиротил и поэтому всю жизнь кормил», - изредка говорила художница, после того как ее дочери уже выросли. А до их совершеннолетия она никогда не рассказывала историю своей се­мьи.

Симферопольский скульптор Нина Петровна Петрова - автор памятника Ленину на железнодо­рожном вокзале и нескольких де­сятков памятников, бюстов, бюс­тиков, рельефов и барельефов Ильичу. Она никогда не была ни октябренком, ни пионеркой, ни комсомолкой, ни членом партии. Родилась на Урале в семье зажи­точного конезаводчика. Отца рас­стреляли, старшего брата посади­ли, и, судя по всему, он погиб, а мама мыкалась по городам и весям с детишками. Ее очень образован­ная мама бралась за любую рабо­ту, а по вечерам сама давала де­тишкам уроки. Оттого Нина и зна­ла несколько языков и хорошо ри­совала. И поехала с Урала посту­пать в Ворошиловоградское (ныне Луганское) художественное учи­лище, а после него - в Киевский художественный институт. Почему стала скульптором? Не очень-то женская это профессия. Вы, наверняка, видели, как скульпторы заки­дывают сырую, напитанную водой глину на каркас. Нужны точность и сила, иначе работа сползет, и такое случается нередко. Это огромная физическая нагрузка, а ну-ка, пере­кидай тонны три!

Памятник Ленину на вокзале работы Нини Петровойн.

Просто время, когда Нина вы­бирала профессию, было страшно голодным - краски и холсты стоили дорого, а глина - копейки. В инсти­туте познакомилась с Иваном. Им, как лучшим ученикам, и дали на­правление на работу в Крым. Сей­час выставка художника-баталиста Ивана Петрова проходит в Симфе­ропольском художественном музее.

Вокзальный Ильич, я бы ска­зала, какой-то располитизированный, человечный, пожалуй. Вот уж, действительно, парадоксальная си­туация. Она-то понимала, столько горя он принес ее семье и в то же время сделала эту работу такой душевной. Но и мы все осознавали, что советский период способствовал в определенной степени раздвоению личности, не в психическом аспекте, конечно. С одной стороны, мы гор­дились страной, в которой живем, с другой - понимали: есть табу на оп­ределенные вещи и о них - только шепотом на кухне, поскольку - сту­кач на стукаче сидит и стукачом по­гоняет.

- Мама со свойственным ей фи­лософским юмором определила свое отношение к ситуации, кото­рую не в силах была изменить. По­лучив художественное образование в тот период, когда лики вождей на­рода были основным направлением государственных заказов, она с ве­личайшим мастерством талантливого скульптора создавала, в первую очередь, их человеческие образы, - рассказывает дочь Петровой, ху­дожница Анна Петрова. - А потому, получив заказ на исполнение памят­ника В. И. Ленину на привокзаль­ной площади, она предложила эскиз, на котором вождь изображен как че­ловек, отдыхающий на скамье, со взглядом, устремленным вдаль и одновременно в себя. Мотивирова­ла она свое предложение тем, что в Крым приезжают отдохнуть и по­править здоровье, вот и Владимир Ильич отдыхает, а не призывает на баррикады и не указывает, куда мар­шировать. Ее Ленин не был робо­том-истуканом, он был человеком, которому свойственна усталость, и даже некоторая грусть.

И художественный совет выбрал из представленных на конкурс ра­бот вариант Петровой. Эскиз памят­ника - малая гипсовая модель - до сих пор хранится у дочери.

Но Нина Петровна была в это время беременна Анечкой, и в каче­стве соавтора по исполнению памят­ника предложили выступить симфе­ропольскому скульптору Владими­ру Петренко. Этот художник и сей­час живет в нашем городе на улице Горького, но, к сожалению, плохо себя чувствует и не смог со мной встретиться.

Памятник Ленину на вокзале вы­полнен из бетона. Перед самой пе­рестройкой было принято решение перевести эту скульптуру в камень. Уже и глыбу доставили на завод не­рудных материалов. Но известные исторические события изменили планы.

Помимо огромной ленинианы, Нина Петровна - еще автор памят­ника Сергееву-Ценскому в Алуш­те, бюста Чехова в Ялтинском доме-музее, а на симферопольской поля­не стоит ее Олень (одна из первых работ). Бюсты Корнилова, Нахимо­ва и Толстого на фасаде Севастопольской диорамы тоже сделаны ею,. Но вождей она наваяла в огромном количестве: для заводов и органи­заций, кинотеатров и Домов куль­туры. И торсов, и бюстов Ильичей в мастерской на улице Беспалова сто­яло немало. Бетонные копии остава­лись после того, как по ним были сделаны чеканки. Почти никто не знал, что рядом с домом было клад­бище Володей Ульяновых. Нина Петровна время от времени хоро­нила эти бетонные модели, выкаты­вала и зарывала рядом на склоне. Да еще крестики над ними ставила, при­говаривая: «Лежит Ильич в мавзо­лее, не по-христиански, что земле не предали».

Все бы ничего, только начались уже в перестройку возле мастер­ской строительно-ремонтные рабо­ты. Экскаваторщик землю зачерп­нул, а оттуда вылез Ильич, потом другой, и третий... Работяги вождей помыли и покрасили и зачем-то у забора выставили. Но недолго эта ленинская выставка простояла. В одну ночь кто-то всех умыкнул.

Нина Петрова в мастерской за работой .

Перестройка несколько обеску­ражила Нину Петровну, скорее, огорчила в материальном плане. Она ведь была человеком независимым, а здесь нищенская пенсия. Раньше, когда собиралась на заслуженный отдых, мечтала, что будет рисовать цветы. Но передумала, просто со­творила под окнами клумбу, завела двух рыжих пуделей, а в шестьде­сят лет поступила на заочный фа­культет иностранных языков в Кие­ве, стала изучать немецкий. Зачем? А нравился.

С глубочайшим уважением отно­силась к людям творческим, но в Союзе художников знали, что может в случае явной несправедливости и руку приложить. А рука у женщины-скульптора была тяжелая. Ког­да на площади Советской делали пе­реход, то переместили памятник Дыбенко (Нина Петрова была его ав­тором), поставили контражуром. А ведь любой памятник исполнялся с учетом того, как на него падает свет. Петрова пошла к архитекторам, те отмахнулись. Тогда она взяла лом и сама перевернула памятник.

Так создавался бюст Чехова.

Чувство юмора у Нины Пет­ровны было превосходное. С до­черьми и супругом никогда не ссо­рилась, обожала хохмы и розы­грыши. Ее развеселые стишки по­мнят многие друзья. Для сакского летного отряда Петрова и Петренко делали аллею героев. А руководил этим летным подразделением некий командир по фамилии Войцыцкий. Нина была как-то приглашена к нему на день рождения и подари­ла фигурку Венеры с таким вот стишком: "После полета товарищ Войцыцкий будет смотреть на Венерины цыцки".

Ее похоронили в 95-м. На по­минках вдруг начали вспоминать петровские хохмы и смеяться. Кто-то одернул, мол, горе же. Его ус­покоили: она и хотела, чтобы поми­нали именно так. Когда вы будете в районе вок­зала, непременно взгляните на ее Ле­нина. И не вспоминайте политичес­кие взгоды и невзгоды, а просто по­смотрите внимательно на хороший памятник. Он уже не атрибут про­паганды, он атрибут города и мно­го раз, как хороший приятель, про­вожал и встречал нас на этом вокза­ле. Пусть же стоит долгие лета!

Маргарита АНГАРСКАЯ
Южная газета. 7 ноября 2008 года

В сквере Дыбенко.
Открытие памятника Павлу Дыбенко.

 

Автор сайта: Белов Александр Владимирович  
Сайт автора http://belov.mirmk.ru

E-mail avbelov@ukr.net