Симферопольцы всех стран объединяйтесь!
На главную Галерея1 Галерея 2 История в картинках Это интересно Написать автору На сайт автора
 

Театры, цирк

Русский театр имени Горького

Крымский академический русский драматический театр имени М.Горького - старейший театр полуострова. Его история насчитывает 190 лет. В 1821 году московский купец Волков, временно проживавший тогда в Симферополе, решил создать театр. Купец был заядлым театралом. Для реализации своей задумки купец арендовал длинный каменный сарай при доме Дворянского собрания. Несмотря на скромный внешний вид, театр вскоре стал одним из центров культурной жизни города.

Первый театр в Симферополе.
Улица Пушкина
Реконструкция бывшего театрального помещения. Иллюстрация из книги С.Л. Беловой.

Сарай неоднократно перестраивался стараниями А. В. Самойлова (директора симферопольской гимназии и брата известного русского актера того времени), купца И. С. Чеха, и других. В 1873 г. помещение театра было разобрано и построено новое — с фойе, сценой, зрительным залом на 410 мест, артистическими уборными, мастерскими, конторой и другими службами. Вестибюль и буфет размещались в соседнем здании Дворянского собрания.

В 1846 году известный антрепренер Данила Жураховский организовал в симферопольском театре гастроли великого русского актера М.С.Щепкина. Михаил Семенович сыграл на сцене симферопольского театра (в том самом переделанном сарае) несколько спектаклей. В эту поездку Щепкин взял с собой своего друга и объективнейшего критика В.Г.Белинского.

Русский драматический театр.
002
Старейший Крымский театр. Когда то он назывался Дворянским. Сейчас Русский драматический им. Горького.

 

Другой вид на Русский театр.    
Улица Пушкина  

Современное здание театра было построено по проекту Академика архитектуры А. Н. Бекетова. Конкурс на лучший архитектурный проект театра был объявлен весной 1909 года. Но ни один из проектов не понравился заказчикам. Тогда было решено обратиться к Бекетову. Перед архитектором была поставлена непростая задача: в одном здании разместить театр, доходный дом, магазины и ресторан. Архитектор успешно справился с поставленной задачей. Весной 1910 года под руководством инженера А.М.Рыкова началось строительство театра.

Здание исполнено в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами. Сцену занавес и все оформление со стороны сцены живописью выполнил художник из Санкт-Петербурга И.Суворов. Он же оформил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были изготовлены мастерской скульптора О.Якобса. Строительство было завершено в марте 1911 года.

В театре играли знаменитые актеры. На сцене симферопольского театра начинали свой творческий путь М. И. Царёв, Ф. Г. Раневская, Н. Соснин, В. В. Кенигсон, М. М. Названов, А. Голобородько.

Здание активно использовалось в политической и общественной жизни. В 1918 году здесь прошло торжественное открытие Таврического университета. В декабре 1920 г. здесь выступал с докладом Н. А. Семашко, 7 — 9 ноября 1921 г. состоялся Первый Всекрымский учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и флотских депутатов.

На плакате написано: "Привет всекрымскому съезду профсоюзов".    

 

Старое здание театра, переделанное из сарая. Долгое время стояло на своем месте. Его превратили в памятник истории и оставили как экспонат. Однако в 80-х годах здание было признано целесообразным снести и на его месте построили новый корпус в котором располагаются теперь театральные мастерские, художественно производственные подразделения, а так же еще два зала - Новая сцена и зал-амфитеатр.

Бывший дом Дворянского собрания. Новая сцена Русского театра.
Улица Пушкина Улица Пушкина
Сзади, с двух сторон этого здания стояли когда то два сарая для карет и лошадей. Это здание построено на месте первого здания театра, перестроенного из сарая.


В одном из фойе русского театра находится его музей. В этом музее я нашел любопытный документ: план зрительного зала. Сравнив этот план с современным планом зала, я нашел много интересного. Ниже представлены два упомянутых выше плана и небольшой анализ обнаруженных мной отличий.

План зала театра.
266
В сравнении два плана зала русского театра в наше время и до революции. Поместите курсор посредине между двумя изображениями. Нажав появившуюся кнопку, вы сможете сравнить два плана детально. Щелкнув по любому из планов вы можете увеличить его.

Первое, что бросается в глаза - в те давние времена в театре для нумерации мест не знали такого понятия, как ряд. Весь зал делился на зоны, и в каждой зоне использовалась сквозная нумерация. В партере было две такие зоны (основная и задняя). Отдельной зоной считался второй ярус (второй этаж - амфитеатр). На третьем ярусе (этаже) было еще две зоны: балкон и галерея. Представляю, как сложно было зрителям искать свое место. Тут нужно было держать план зала перед глазами, иначе без помощи служащих театра не обойтись.

Второе существенное отличие в том, что в дореволюционном театре было гораздо больше лож. Сейчас ложи есть только на первом ярусе слева и справа от партера. Из плана видно, что первоначально ложи были как на первом, так и на втором ярусе театра. Причем даже на первом ярусе лож было гораздо больше. И это не удивительно. Достаточно посмотреть на заголовки старого и нового планов. Первоначально это был "Театр Таврического дворянства". Не бедные дворяне предпочитали смотреть спектакль из персональной ложи. По этой причине в ложах места не нумеровались. Ложа продавалась целиком. Имелись так же и именные ложи. Две ближайшие к сцене ложи прямо на плане записаны за двумя главными в губернии персонами. Ложа слева от сцены именовалась как "Ложа господина Губернатора", а такая же ложа справа от сцены именовалась как "Ложа господина Губернского предводителя дворянства". Кроме лож на первом и втором этажах на старом плане театра есть еще две удивительные ложи на третьем ярусе театра. Судя по плану, они находились на третьем этаже прямо над ложами Губернатора и Предводителя дворянства. Удивительны эти ложи тем, что оформлена каждая эта ложа как большое круглое окно почти под потолком зала. Что оттуда было видно, не понятно. Сейчас обе эти ложи закрыты щитами и ни как не используются.

Очевидно, что после революции, когда театр стал более народным и демократичным была проведена определенная реконструкция. На втором ярусе все перегородки между ложами были ликвидированы, лишние двери (через которые зрители входили в эти ложи) заложены и все это пространство превратилось в единый балкон, на котором разместили по два ряда мест (два ряда на левом балконе второго этажа и два ряда на правом). Правда это называется не балкон. Для удобства зрителей эти два освобожденные от лож пространства так же, как и остальное пространство второго этажа называется "Амфитеатр".

Ложи первого этажа так же подверглись реконструкции. Ложи укрупнили путем объединения нескольких рядом стоящих лож в одну. Ложи А и Б первого этажа были объединены и превратились в "Ложу 5". Ложи В и Г первого этажа превратились в "Ложу 2". Ложи первого этажа, которые в старом театре именовались как №1, №2, №3, №4, превратились в "Ложу 4". И, наконец, ложи первого этажа №5, №6, №7, №8, превратились в "Ложу 3".

Изменилась так же расстановка мест в партере. В дореволюционном театре места в партере расположены были таким образом, что посредине были оставлены два центральных прохода. Теперь в партере всего один проход по центру. Все, кто посещал наш Русский театр, знают, что в современном театре часть партера в конце зала под балконом амфитеатра отгорожена от зала и используется как кабина звукорежиссера. На новом плане это помещение хорошо видно. Это пустое пространство в виде параллелепипеда. До революции в театрах не было кабин звуко и светооператора. Это современный театр не может без звукоусиливающего и осветительного оборудования. Кстати, в современном театре две ложи на втором этаже, самые ближние к сцене отведены под осветительное оборудование (прожекторы) и для зрителей закрыты.

Но самое удивительное и загадочное отличие обнаружилось на третьем ярусе (этаже) зала. В современном театре весь третий этаж носит название "Балкон". В задней части балкона в настоящее время существует 6 рядов мест, расположенных дугой. Кто сидел хоть раз на последних рядах этой Галерки знает, что сцена оттуда видна не очень хорошо. Сильно мешает большая люстра под потолком театра. Однако, на старом плане мы видим выше балкона еще одну обширную зону, которая называется "Галерея"! В этой "Галерее" расположено еще шесть рядов мест. И даже выше Галереи, а так же по бокам справа и слева добавлены группки по три и четыре места! Куда делись эти места не понятно. Кстати, галерея есть и над правым и левым балконами. Только там места квадратиками не обозначены. Видимо, эти места стоячие!

Количество мест

  Партер Коичество лож Мест в ложах Амфитеатр Балкон Галерея Всего
По проекту 324 28 132 200 560 1216
1915 340 28 до 140 152 180 186 998
2015 271 6 58 192 190 - 711
2023 265 6 62 178 133 - 638

Как видите, по проекту, предложенному Бекетовым предполагалось, что зал будет иметь 1216 мест.
В реальности мест оказалось меньше. В наше время, когда убрали галерку и часть мест отдали
под звуко-свето режиссерскую кабину количество мест значительно уменьшилось.
И оно продолжает уменьшаться за счет того, что убирают места откуда плохо видно.

 


 
  Top.Mail.Ru
 
Автор сайта: Белов Александр Владимирович  
Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru

E-mail simfion@internet.ru