Симферопольцы всех стран объединяйтесь!
На главную Галерея1 Галерея 2 История в картинках Это интересно Написать автору На сайт автора
 

Долгоруковский обелиск

 

Обложка книгиФрагмент главы "Первый монумент" из книги С.Л. Беловой
"Симферополь, этюды истории, культуры, архитектуры"
издательство Таврия-Плюс 2001 г.

Место для памятника на центральной площади, главной артерии нового города, напротив Александро-Невского кафедрального собора, было выбрано генерал-губернатором Новороссийского края М. С. Воронцовым. Композиционно обелиск замыкал пространственный выход на Соборную площадь улиц Долгоруковской (ныне ул. К. Либкнехта) и Вокзальной (ныне бульвар Б. И.Ленина). Этот пространственный выход на стыке улиц Долгоруковской и Вокзальной с северо-запада и с юго-востока на выходе Долгоруковской улицы на Соборную площадь фиксировался небольшими полукруглыми площадями. Кварталы жилой застройки по обеим сторонам Долгоруковской улицы между Екатерининской (ныне К. Маркса) и Александра Невского (ныне Р. Люксембург) представляли собой регулярную 1-2-х этажную жилую застройку, выполненную в основной своей массе в стиле провинциального позднего классицизма и органично связывавшую вокзал и Соборную площадь с Долгоруковским обелиском. Соборную площадь формировали все присутственные места.

Обелиск имеет форму четырехгранной призмы, сложенной из серого крымского диорита с пирамидальным завершением. Композиция памятника проста: стереобат, состоящий из 4-х диоритовых ступеней темного цвета с красными прожилками, подводит к стилобату, на котором установлен пьедестал высотой 5,49 м. Тело пьедестала с 4-х сторон украшено четырьмя скульптурными медальонами из белого каррарского мрамора, вмонтированными в ниши. Карниз пьедестала завершен розовым мраморным пояском и зубцами также из каррарского мрамора. По периметру карниза размещены акротерии. Памятник оканчивается шпилем, исполненным из диорита. Общая высота памятника от основания до вершины составляет 20,6 м. Кладка выполнена «верстой» с применением тесаного диоритового камня правильной прямоугольной формы на фасадные плоскости «насухо» с креплением пиронами. Внутренний объем кладки выполнен забутовкой камнем на известковом растворе. Сооружение обелиска обошлось в 50 тыс. руб. Профессор Штрейхенберг, разработавший проект, использовал для обелиска два вида мрамора, различных по цвету и структуре. Именно это придало памятнику определенную монументальность. Южный медальон изображает герб князей Долгоруковых, на котором размещены одноглавый орел и архангел Михаил; рука со стрелой и крепостные башни. По углам — скрещен шлем с пером в виде гребня.

На барельефе с восточной стороны князь Долгоруков вручает законы покоренным народам, которые изображены в лице 3-х избранных представителей, сопровождаемых толпою мужчин и женщин, несущих в дар князю драгоценные сосуды, курильницы и т. д.; некоторые подводят из толпы коней. Б нижней части изображен православный священник, вокруг него - множество людей: жен, детей, стариков и юношей, внимающих поучению. Лица слушателей выражают впечатление, которое на них производит проповедь. Вдали расположены проводники с верблюдами, на которых везут раненых в сражении, группы русских и татар, перевязывающих раны; пленники, освобожденные от оков. В центре сияет распространения христианства среди мусульман.

На барельефе с западной стороны изображена битва. На переднем плане полководец князь Долгоруков-Крымский - близ него адъютант и русские
воины; далее изображены русские в момент жаркой рукопашной схватки. В центре круга, образуемого барельефами, изваян двуглавый орел - эмблема присоединения Крыма к Российской империи.
.

Торжество открытия обелиска началось с божественной литургии в Александро-Невском соборе. Митрополит Агафангел со всем духовенством в сопровождении Б. Б. Долгорукова (внука Владимира Михайловича), Новороссийского генерал-губернатора графа М, С. Воронцова, Таврического губернатора М. М. Муромцева, военных и гражданских лиц вышли на площадь к памятнику, окруженному многочисленными зрителями. От-ряды войск располагались с трех сторон. У памятника провозглашена лития о благоденствии государя императора, затем молитва об упокоении души кн. В. М. Долгорукова-Крымского и храбрых его сподвижников, многолетие внуку, увековечившему память знаменитого своего деда. Преосвященный Агафангел окропил памятник и всех присутствующих святой водою. Солдаты и рабочие, трудившиеся при сооружении памятника, угощены были от имени князя Б. Б. Долгорукова. Почетные лица приглашены им к обеденному торжественному столу в зал Дворянского собрания. Тосты за здравие государя, троекратное «ура» и звуки гимна «Боже царя храни» звучали и растекались по сводам собрания. Особенно красноречиво говорил Михаил Семенович Воронцов. В его речи звучала общая признательность жителей Симферополя в адрес внука В. М. Долгорукова за то, что он воплотил свой замысел - увековечил в Тавриде память человека, «кому Таврида обязана первым основанием настоящего своего благоденствия и спокойствия и за пожертвование капитала на приведение в исполнение прекрасной своей мысли». И прибавил, что вместе с памятником деду князь Б. В. Долгоруков возвел «незабвенную память и себе», и предложил тост за его здоровье, принятый с громкими «ура». Слова искренней благодарности были сказаны в честь профессора Штрсйхенберга и мастера Бахрушова, авторов, воплотивших свои идеи в сооруженном обелиске.

За время своего существования памятник дважды подвергался ремонту, в результате его внешний первоначальный облик несколько исказился. 21 декабря 1912 года на средства городского общественного управления был произведен ремонт памятника, в процессе которого были выполнены расшивка и заделка открытых швов каменной кладки, ступеней и площадок; подвергся ремонту и цоколь.

В течение последующих 40 лет (1912-1952 гг.) памятник не реставрировался и пришел в ветхое состояние. Все мраморные медальоны в 20-е годы были сорваны. Два медальона с утраченными художественными элементами в расколотом состоянии хранятся в лапидарии Крымского краеведческого музея. Судьба двух других была неизвестна. Из 16 первоначальных мраморных резных деталей, помещенных в углах ниш, обрамлявших медальоны, сохранились только 3. От фонарей остались 3 чугунные стойки, чугунные цепи, одна пушка утрачена. В таком состоянии и находился памятник до 1952 года.

Князь В. М. Долгоруков-Крымский
(барельеф с северной стороны).
Герб князей Долгоруковых
(барельеф с южной стороны).
   
Вручение князем В. М. Долгоруковым законов покоренным народам
(барельеф с восточной стороны).
Момент жаркой рукопашной схватки. На переднем плане князь В. М. Долгоруков-Крымский
(барельеф с западной стороны).
   

В 1952 году был произведен частичный ремонт Долгоруковского обелиска, в результате которого заменили мраморные медальоны на бетонные. Два из них являются частичными копиями первоначальных, другие заменены полностью - изменены были и содержание, и материал. Столбы освещения также подверглись замене с изменением пропорций и форм фонарей. Взамен конических диоритовых столбиков ограждения были установлены квадратные железобетонные. Площадка между бордюром и стереобатом была заасфальтирована, в результате чего основания (базы) фонарных столбов были утоплены.

В 80-е годы XX века, к 200-летию города Симферополя, проведены реставрационные работы Долгоруковского обелиска. Вынашивалась идея к юбилею города восстановить первоначальный облик медальонов, имевших прямое отношение к празднику города. Но их нужно было найти. Я с грустью вспоминаю годы поисков первоначальных барельефов в различных архивах Одессы, Киева, Москвы и Ленинграда. Но мне все-таки удалось их обнаружить в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На основании этих находок можно было «ту первозданность передать, что под руинами сокрыта», но восстановлены медальоны не были — городские власти не смогли найти мраморные блоки нужных размеров... Обелиск был приведен в порядок частично - отреставрированы база пьедестала, шпиль, стереобат.

В настоящее время появилась надежда, в рамках совместной программы с москвичами, восстановить в первоначальном виде барельефы первого монумента города, главного символа Симферополя.

   
Справка:

Белова Светлана Леонидовна - историк, филолог, искусствовед. Проработала двадцать пять лет в области реставрации памятников архитектуры Крыма. Начальник научно-исследовательского отдела КАРМ института «Укрпроектреставрация». Отличник народного просвещения Украины. Пропагандируя историко-архитектурное наследие Крыма, публиковалась в журналах «Крымский контекст», «Новград», «Вдохновленный Крымом». Участвовала во многих международных конференциях.

Автор книг:

  • "Замок на мысе Плака", 1999 г.
  • "Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры", 2001 г.

 

От автора сайта:
Хотя моя фамилия тоже Белов, однако со Светланой Леонидовной мы лично не знакомы. Мы просто однофамильцы.




 
  Top.Mail.Ru
 
Автор сайта: Белов Александр Владимирович  
Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru

E-mail simfion@internet.ru