Симферопольцы всех стран объединяйтесь!
На главную Галерея1 Галерея 2 История в картинках Это интересно Написать автору На сайт автора
 

Музейный экспонат - трансформаторная будка

По сообщению агентства «Новости Крыма» 18 ноября 2011 года Республиканский комитет по охране культурного наследия откроет в Симферополе памятник технике начала XX века - сохранившимся фрагментам Симферопольской трамвайной линии. Как уточнили в комитете, к числу памятников крымской столицы причислен узел трансформаторной подстанции, расположенный на перекрестке улиц Пушкина и Гоголя, в сквере Центрального музея Тавриды. В ансамбле с подстанцией будут представлены примыкающие к ней электрические столбы Симферопольской трамвайной линии. И подстанция и столбы сооружены в стиле индустриального модерна.

 


Как рассказали в комитете, включение этих объектов в Государственный реестр недвижимых памятников Украины стало возможным одновременно с рассмотрением вопроса о создании в Крыму музея науки и техники. При этом был учтен опыт таких передовых индустриально развитых стран как США, Германия и Япония, в которых объекты техносферы являются частью национального культурного достояния. «Принимая во внимание, что многие объекты науки и техники Крыма имеют мировое значение, их сохранение является одной из первоочередных задач, — отметили в рескоме. — Одним из пунктов стало изучение и сохранение артефактов истории крымского электротранспорта».

В комитете напомнили, что линия трамвая «Бельгийского акционерного общества Симферопольских электрических трамваев и освещения» была открыта для регулярного движения 13 августа 1914 года. А в 1970 году было принято решение о свертывании трамвайного хозяйства в Симферополе. С городских улиц были убраны рельсы, демонтированы столбы, а трамвайное депо отдано под мастерские троллейбусного парка. Большая часть построек трамвайного парка была снесена в 2008 году. В этой связи, как отмечают в комитете, узел трансформаторной подстанции вместе с прилегающими к ней столбами электроосвещения — это самая значительная из сохранившихся коммуникаций Симферопольской трамвайной линии.

На сегодняшний день на объекте установлена памятная доска, содержащая историческую и техническую справки. Таким образом, объект полностью готов для экскурсионного показа. В Рескомитете по охране культурного наследия добавили, что открытием данного памятника комитет начинает долговременную программу музеефикации памятников науки и техники в Крыму.

От автора сайта:

В Симферополе сохранилось еще несколько объектов, связанных с симферопольским трамваем. Во-первых, это еще одна трансформаторная подстанция (см. фото ниже). Находится она на территории сквера на бульваре Ленина совсем рядом с привокзальной площадью. Недавно в СМИ прошло сообщение, что именно в этом месте задумано строительство нового собора (собора Василия Блаженного). Боюсь, что при строительстве собора трансформаторную подстанцию снесут!


Вид из сквера


Вид с дороги

Ну а, кроме того - рельсы. Вопреки утверждению агентства "Крымские новости", рельсы убрали с городских улиц далеко не везде. Во многих местах их просто закатали в асфальт. Со временем асфальт износился и в некоторых местах рельсы показались на свет божий. Я знаю, по крайней мере, два таких места. Одно из них находится на том же бульваре Ленина в том месте, где он пересекается с улицей Павленко (см. фото ниже).


Рельсы из под асфальта


Крупным планом


А на этом снимке то же место, те же рельсы но еще в работе.

Второе место, где рельсы показались из под асфальта, мне подсказал один из посетителей моего сайта - Дмитрий Дараган. Вот что он пишет: "Старожилы рассказывают, что последние лет 15 по ул. Ленина было одностороннее движение трамвая, т.е. там он шел только вниз, а вверх, сейчас трудно поверить, он шел по Курчатова. А возле ворот фабрики на Крымской и сейчас из под асфальта торчат рельсы". Дмитрий даже прислал мне фото:


Уже утраченное

В недавнем прошлом мы могли наблюдать гораздо больше объектов, связанных с трамвайным прошлым Симферополя. Долгое время существовало здание бывшего трамвайного депо, в котором после ликвидации трамвайного сообщения все это время размещались ремонтные мастерские троллейбусного парка. Не задолго до сноса мастерских я успел сделать их фото с высоты Макуриной горки:

Еще одна трансформаторная будка из трамвайного хозяйства стояла на улице Дворянской (Горького) возле женской гимназии (ныне военный госпиталь). Эту будку ликвидировали, скорее всего еще до революции, когда убрали трамвайные пути с ближайших улиц. Свидетельством того, где стояла будка и как она выглядела, является старинный снимок (см. ниже).

Трансформаторная подстанция возле женской гимназии


 
  Top.Mail.Ru
 
Автор сайта: Белов Александр Владимирович  
Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru

E-mail simfion@internet.ru