Симферопольцы всех стран объединяйтесь!
На главную Галерея1 Галерея 2 История в картинках Это интересно Написать автору На сайт автора
 

Симферопольский Цирк

Немного истории

Сразу после войны цирк располагался на свободной площадке, образовавшейся в послевоенных развалинах в районе нынешнего торгового центра "ЦУМ" и кафе "Пирамида" (посмотреть). Затем было принято решение построить новый, стационарный цирк на месте пустыря, оставшегося после разрушения церкви по улице Горького. Первая очередь цирка имела не твердый купол, а шатер, наподобие цирка шапито. И лишь в 1959 году первый стационарный цирк был построен. Автору этих строк тогда был всего год. В 2002 году фирма "Консоль" кардинально реконструировала цирк. Здание приобрело современный вид. В цирке появился гардероб, и удобные туалетные комнаты внутри здания (в подвале). До реконструкции туалет находился на улице напротив правого бокового выхода.

Симферопольский Цирк сегодня

ул. Горького, 3, г. Симферополь, АР Крым 95000, тел./факс: (0652) 27-20-05

Директор – художественный руководитель цирка Тезиков Борис Борисович.
Стационар Симферопольского цирка построен в 1959 г., зрительный зал рассчитан на 1500 мест.
Цирк – самое демократическое искусство, и поэтому он стал одним из любимых мест маленьких и больших зрителей всего Крыма. Симферопольский цирк – первый в Украине, которому присвоено имя его многолетнего директора, выдающегося деятеля циркового искусства Б. Н. Тезикова. Здесь выпущены и получили путевку в жизнь такие известные коллективы, как цирк на льду, цирк на воде, цирк-ревю, конный дивертисмент, выпущено много цирковых номеров различных жанров, много спектаклей для детей. За годы работы в цирке гастролировали такие звезды, как Ю. Никулин, Карандаш, Енгибаров, Людмила и Владимир Шевченко, Дуровы, Кио и др.
В 70 – 80-е гг. цирк сотрудничал с цирками Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии.
В последние годы цирк испытывает творческий подъем, идут новые интересные программы и постановки.
В 2002 г. была произведена генеральная реконструкция симферопольского цирка.

Источник: В. Болгов. «Кто есть кто в экономике, науке, культуре Крыма»

В симферопольском цирке
Журнал «Советский цирк» июль 1958 г

29 апреля в Симферополе состоялось открытие нового стационарного фундаментального цирка, сооруженного по проекту крымчанина О. В. Смольского. Зрительный зал цирка рассчитан на 1 600 мест. Имеются хорошо оборудованные подсобные помещения: конюшня, гримуборная, артистические комнаты.
Осенью приступят к строительству второй очереди. Стационар будет с жесткой кровлей. Большую помощь в сооружении цирка оказывают советские и партийные организации города.
В день открытия было дано представление для строителей города. На следующий день, 30 апреля, цирк заполнили труженики полей Крыма, которые после представления горячо благодарили артистов.
Цирк в Симферополе вступил в строй.

МИХ. ВОЛЫНСКИЙ   Симферополь.

В следующем 1959 году стационарное здание цирка было закончено.

Цирк шапитр
На фото: у цирка перед началом представления.

 


Официальный сайт Симферопольского цирка им. Б.Н.Тезикова Подборка фотографий симферопольского цирка
Заказать билеты в цирк и во все театры города, а так же на любые массовые мероприятия вы можете по телефону   +7 (978) 843-65-40
А вот пара рассказов о нашем цирке из воспоминаний народного художника Леонида Герасимова:
Цирковой художник    Да здравствует КПСС (или как мне помог цирковой художник) 


Пресса времен становления Симферопольского цирка

Из воспоминаний старого Симферопольца

  Знаете ли вы, уважаемые поклонники спорта, что в конце 40-х - начале 50-хгодов в Симферополе каждую осень проводился чемпионат мира по французской борьбе среди профессионалов. Автор этого материала всеми правдами, но чаще через окно в туалете пробирался на скамейки цирка шапито, который разбивался на месте нынешнего Центрального универмага. Не было вечера, чтобы мальчишки так же, как и взрослые, не рвались в цирк, который к 21 часу (время начала схваток на ковре) был переполнен. Мы все бредили "нельсоном", "двойным нельсоном", на которые здоровенные дядьки в ярком трико ловили друг друга, чтобы затем, изловчившись швырнуть соперника на лопатки. А теперь представьте, что творилось со зрителями, когда с трибун поднимался какой-нибудь стройный парень в черной маске и выражал желание схватиться на ковре с "чемпионами мира" Яном Цыганом, Иваном Громобойцем и другими. Уложив кого-нибудь из них на лопатки, громогласно заявлял, что он работает бойцом на Симферопольском мясокомбинате. Разумеется, на следующий день в кассах было не достать билетов на неделю вперед. Итак продолжалось до тех пор, пока не находился укротитель "маски". Но и тогда загадочный герой не открывал лица, клятвенно заверяя всех, что возьмет реванш на "чемпионате мира" следующего года. Тогда мы все это принимали за чистую монету. Хотя со временем мой старший товарищ по институту мастер спорта по борьбе Александр Выдряков рассказывал, как подрабатывал "маской" на подобных цирковых шоу, которые в те годы проводились не только в Симферополе. Но те "чемпионаты мира" убедили меня в том, что народ очень любит и тянется к сильным, смелым людям. Одно определение - богатырь. И этим все сказано.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО
"Наша газета", октябрь, 1959 год

Так говорят артисты и технические работники директору Симферопольского цирка И. Г. Вайсфельду за его большую заботу о людях. Эту заботу чувствует каждый, кто приезжает на работу в Симферопольский цирк. Артистов здесь тепло встречают на вокзале, быстро размещают по квартирам.

В цирке артистам предоставляются благоустроенные гардеробные. В свободное время каждый может почитать журналы и газеты в расположенном на свежем воздухе красном уголке.

Когда наступает выходкой день, творческим и техническим работникам Симферопольского цирка не приходится ду­мать над тем, как провести свой отдых. В цирке в этот день организуется экскурсия на автобусе в достопримечательные места Крыма.

Так в первый свой выходной день участники нашей программы знакомились с городом-героем Севастополем. Побывали в музее Черноморского флота, на Малаховом кургане, у памятника погибшим кораблям, в Панораме обороны Севастополя и в Музее рыб Академии наук СССР.

  В последующие выходные дни артисты проводили свой отдых на берегу Черного моря: загорали и купались в Алуште, совершили прогулку по морю на теплоходе «Яхонт» до Ялты, где ознакомились с городом-курортом.
Опыт заботливого культурного обслуживания артистов в Симферопольском цирке следует перенять директором и ру­ководителям местных комитетов других цирков.

В. КАРНЕЕВ, артист цирка


НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МАТЧ
з книги Полякова В.Е. "Очерки о Симферополе"

В мемуарах Юрия Никулина "Почти серьезно" есть эпизод, рассказывающий о том, как в довоенном Симферополе однажды состоялся футбольный матч между сборной города и... командой цирка. Как указывалось в книге, капитаном артистов был известный жонглер Николай Ольховиков. Факт этот настолько меня заинтересовал, что, когда в нашем городе появились афиши со словами "Цирковой конно-акробатический аттракцион "Русская тройка" - руководитель народный артист СССР Николай Ольховиков", я тут же помчался в цирк на утреннюю репетицию.

"Конечно, помню!"- подтвердил Ольховиков, искренне радуясь, что кто-то еще помнит это событие. - В 1939 году меня среди других артистов цирка наградили орденом "Знак Почета". В этом новом для себя звании я и прибыл в ваш город на гастроли. Как орденоносца, меня тут же избрали в состав месткома, поручив вести культурно-массовую работу среди артистов. Тогда я решил создать футбольную команду и сыграть товарищеский матч с местными футболистами. Как нам сказали болельщики, лучшей командой была "Динамо", но в спорткомитете решили выставить против нас сборную города, созданную на базе неплохой команды мукомольного завода.

Стадион "Синее поле" был заполнен до отказа. Болельщики влезли на деревья, заборы. Уже на десятой минуте защитник симферопольцев сыграл рукой в своей штрафной площадке, и судья без колебания назначил пенальти. Мы решили, что бить надо нашему лучшему игроку Виктору Французову. Но как только он стал поудобнее устанавливать мяч и готовиться к удару, на поле вдруг выбежал человек в высокой папахе, бурке, черкеске с глазунами и кинжалом на боку. Публика изумленно смотрела, не понимая, что это за чудак и что ему надо. Мы же сразу узнали директора цирка Ауде, который когда-то служил в кавалерийских частях и с тех пор, работая в цирке, не расставался со своим экзотичным нарядом.

Ауде подбежал к мячу, жестом подозвал нас и объявил: «Бить будет Ольховиков - он орденоносец!". Пришлось послушаться. Я направился к мячу и... ударил мимо. Разгневанный директор на весь стадион пригрозил объявить мне выговор: «За безответственное отношение к порученному делу".

Публика захохотала, но цирк, то есть футбол, только начинался. Приняв на голову мяч и жонглируя им, подобно тому, как я это делал, стоя на лошади, я пробежал по полю метров пятнадцать и забил гол. На радостях вся наша команда стала делать фляки через все поле (прыжок через голову с опорой на руки), сальто. Зрители стонали от восторга. Наш вратарь Степан Свирин - силовой акробат, человек огромной физической силы, выбивая мяч, промахнулся и ударил носком по земле. То ли грунт был мягкий, то ли удар такой сильный, но нога вошла в землю, как соха. Смех стоял такой, что рухнула часть забора с висевшими на нем мальчишками. В итоге мы выиграли со счетом 4:2 - временами соперник от смеха не мог сопротивляться.

Мы тепло расстались с Николаем Леонидовичем. Но история имела неожиданное продолжение. Два года спустя мне довелось выступать с какой-то лекцией перед работниками стадиона "Метеор", так теперь называется "Синее поле". Неожиданно разговор зашел о том, что, оказывается, Николай Леонидович вновь приходил сюда и вел с дирекцией стадиона переговоры о проведении встречи, аналогичной той, что состоялась полвека назад. Решили, что с артистами цирка встретятся ветераны "Таврии".   К сожалению, по какой-то причине игра так и не состоялась.

Мне вспомнилось счастливое лицо Ольховикова, когда он рассказывал о той игре, а по сути о своей юности, повторить которую, как и тот матч, оказывается, невозможно.

Из книги Ю. Никулина "Почти серьезно"
Еще в Москве я услышал историю, связанную с Ауде. Историю о том, как любитель футбола Ауде, работая до войны директором Симферопольского цирка, организовал в городе матч между местной командой и сборной артистов цирка. Об этой игре мне рассказывал жонглер Николай Ольховиков, который участвовал в матче.
Болельщики до отказа забили стадион. От артистов цирка все ожидали необыкновенной игры, чуть ли не с акробатическими трюками.
Незадолго до этого к двадцатилетию советского цирка ряд артистов наградили орденами. В футбольной программе против фамилии Николая Ольховикова, игравшего левого крайнего, стояло "орденоносец".
Начался матч. В первом ряду на трибуне в своей неизменной черкеске, папахе, с кинжалом сидел Ауде, который бурно переживал все перипетии игры. Конечно, артисты цирка играли всерьез, без всяких трюков, что разочаровало местных болельщиков.
Почти до конца матча ни одной из команд не удалось забить гола. И вдруг за пять минут до конца игры в ворота симферопольцев назначили одиннадцатиметровый. Пробить его хотел один из акробатов, довольно сильный игрок. Только он приготовился пробить по воротам, как на весь стадион раздался крик Ауде:
- Отставить!
Директор цирка выбежал на поле и, расталкивая игроков, взяв за руку Николая Ольховикова, во всеуслышание объявил:
- Пусть пробьет Коля! Он-орденоносец!
Николай Ольховиков пробил и... промазал.
Так и закончился матч вничью. Ауде расстроился и грозился Ольховикову объявить выговор по цирку.

Ехали медведи на велосипеде
Лидия Рабинович

  В Симферополе не было стационарного цирка, но раз в году к нам приезжал передвижной. Артисты всех жанров – акробаты, прыгуны, жонглеры, фокусники, канатоходцы и, конечно, клоуны. На железнодорожную станцию приходил длинный состав – несколько пассажирских вагонов с артистами, рабочими и начальством, а также много теплушек со зверями в клетках и реквизитом. Привозили слонов, медведей, тигров, львов, лошадей. В центре города на Фонтанной площади, где сроду не было фонтана, воздвигали огромный брезентовый шатер. Его размер и вместимость были такими же, как у настоящего цирка. Арена в цирках всего мира стандартная, такая, к какой привыкли циркачи и животные.
  Работы производились довольно быстро. Обычно сооружение было готово через 5-6 дней. Рядом с куполом цирка строились сборные домики для труппы, навесы, под которыми содержались звери в клетках, конюшни для лошадей и т.д. Все это ограждалось забором, дабы ребятишки и любопытные граждане не могли подойти к клеткам.
Прибытие в город цирка – это событие. По всему городу были расклеены плакаты с портретами артистов. Билеты шли нарасхват.
  Выступления всегда давались по полной программе. В первом отделении – жонглеры, лихие наездницы на прекрасных лошадках, прыжки на батуте, досках, трапециях, гимнасты под куполом цирка и пр. С замиранием сердца зрители следили за канатоходцами с шестами и зонтиками, которые часто работали без страховки… Поражали воображение глотатели шпаг и огня… На арену величественно и гордо выходили слоны. Они приседали, поднимая передние ноги, сажали хоботом на свою спину маленького мальчугана, который, наверное, родился в цирке. Неуклюжие умные слоны танцевали под музыку вальс… В конце первого отделения, перед антрактом, дрессировщики, одетые в цыганские одежды, выводили, держа на цепи, медведей, которые вперевалочку шли на задних лапах. На медвежьих мордах – кожаные ремешки.
  В антракте быстро сооружали высокую железную клетку. Начиналось второе отделение: 6 или 8 устрашающего вида львов или тигров вбегали в клетку и занимали свои места на тумбах. Затем под гром барабанов и аплодисменты входил в клетку изящный дрессировщик с длинным хлыстом. Одежда его сверкала золотым и серебряным шитьем. Оркестр умолкал… Что только ни делали эти хищники! Ложились рядком, а дрессировщик – поверх их тел. Звери рычали, огрызались, но выполняли все трюки, за что получали по кусочку мяса.

***
  В этот приезд цирка мне посчастливилось достать билеты на первое представление. Особенно ценились места от 5 до 10 ряда. Не очень близко к арене, но все хорошо видно. Я и мама, как и все остальные зрители, нарядные и немного возбужденные, с удовольствием занимали свои места.
  Арена пока была затемнена, что создавало некую таинственность. Там униформисты еще натягивали тросы, расчищали и равняли опилки широкими граблями.
В круглом цирке ряды кресел образуют амфитеатр – от арены до купола. Цирк был полон, люди стояли даже в проходах.
Напрасно некоторые говорят, что цирк для простолюдинов, а я, мол, предпочитаю оперу и т.д. Цирк дает острые ощущения, работа на грани риска захватывает дух: циркачам ошибаться нельзя. Зрители волнуются, предвкушая удовольствие, и испытывают хоть маленькое, но чувство страха. А вдруг лев съест дрессировщика?! Ведь бывало же! А может быть, сегодня упадет и разобьется акробат? Мало ли что бывает. Напряжение зрителей нарастает с каждой минутой.
  Атмосфера в цирке совсем иная, чем в других зрелищных предприятиях. Я люблю цирк со всеми его запахами, сменой номеров и клоунадой. Я отдавалась зрелищу целиком, хлопала, восторгалась, дрожала от страха, когда прыгали с досок на плечи акробаты, радовалась, когда все кончалось благополучно. Облегченно вздыхала, когда канатоходцы, эти безумцы, кончали свой номер.
Кто не может испытывать подобных эмоций, не должен ходить в цирк. Там нельзя сидеть с постной миной. Все это вовсе не мешает наслаждаться классической музыкой и ходить в театр. Всему свое место и время.
  Публика смотрит на часы – 7:30. Заиграл оркестр, который всегда и везде исполняет выходной марш. Зажглись огни. На арену выходит одетый в черный фрак шпрехшталмейстер и объявляет: «Уважаемая публика! Представление начинается! Аплодисменты!»
  Парад участников. Силачи на ходу играют мускулами и гирями. Наездницы делают сальто на спинах прекрасных лошадей. Клоуны льют воду на голову партнера, падают, вскакивают, ходят на руках, подражают артистам и всем мешают. В цирке хохот, публика в восторге.
  Не стану описывать все номера, они были такими же, как во всех цирках.
Последним номером первого отделения – дрессированные медведи.
Шпрехшталмейстер объявляет: «Уважаемая публика! Новый аттракцион – медведи под куполом цирка! Вам посчастливилось быть первыми зрителями! Нигде раньше! Чудо дрессуры! Уникальное зрелище! Встречайте!!! Аплодисменты!»
Зал затих в ожидании уникального зрелища.
  На арену выходят три цыгана. На цепи они выводят трех огромных темно-бурых медведей. С купола цирка медленно спускают на толстенных цепях металлический круг. На нем на равных расстояниях приварены стальные скобы, внутрь которых просовывают обе передние лапы медведей. Щелкают замки. Начинается тихая музыка. Медленно, специальным подъемником понимается это кольцо, и медвежьи задние лапы отрываются от арены. Медведи повисают в воздухе. Кольцо поднимается все выше и выше и на определенной высоте замирает. Почему-то никто не аплодирует.
  Через несколько минут кольцо приходит в движение и начинает вертеться по кругу над головами зрителей, которых не менее восьмисот. В быстром темпе три тяжелющих медведя, прикованные за передние лапы, проплывают над трибунами. Музыка делается бравурной, и темп вращения нарастает. Медведи растопыривают задние лапы.
Все головы задраны верх. Жутковато. Дети прижимаются к родителям.
  Вдруг начинает моросить мелкий дождик… Сначала никто ничего не понял. Оказалось, что от испуга один медведь начал мочиться. Его примеру последовали два других. Начался желтый зловонный дождь, т.к. писали уже все три медведя. Не знаю, какой емкости мочевые пузыри у этих животных, но на лица, головы и тела зрителей лилась и лилась медвежья моча.
  От быстрого движения круга струи из-под купола цирка веерообразно поливали трудящихся, брызги летели с ветерком, не оставлял ни одного сухого местечка. Укрыться было негде, и, естественно, никто не прихватил зонтов.
  Когда стало ясно, что происходит, люди повскакали с мест и устремились к выходу. Началась паника, шум и ругань. Некоторые хохотали, как безумные, и радовались, что медведи только уписались… Шпрехшталмейстер во фраке, стоя посреди арены и задрав голову, изрыгал цирковой мат. На него дождь не капал, т.к. медведи неслись над рядами. А моча все лилась, и не было видно конца этому дождичку.
Дети ревели, у выхода началась давка.
  Круг начал медленно опускаться на опилки. Медведи приземлились. К этому моменту цирк был пуст. Все искали уличные водопроводные колонки, чтобы вымыть глаза, лицо и руки. Ото всех пахло мочой. Тонкие женские платья прилипли к телу, с волос за воротник стекала моча.
Второе отделение с дрессированными львами не состоялось.

***
  «Уникальное зрелище» дорого обошлось цирку. Весть с быстротой молнии облетела город. Люди сдавали билеты, т.к. все трибуны и воздух дурно пахли. Хотя многие искренне жалели, что не были участниками этого скандального представления.
Цирк прогорел и через несколько дней покинул Симферополь.
Цирк – да и только!

Источник: "Одесский листок" https://www.odessapage.com/new/ru/node/1544

 


 
  Top.Mail.Ru
 
Автор сайта: Белов Александр Владимирович  
Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru

E-mail simfion@internet.ru